Результаты оценки эффективности работы любого интернет-магазина будут не полными, если не провести анализ эффективности его сервиса. Этот показатель отражает качество обслуживания посетителей, работу службы поддержки, изменения в количестве постоянных покупателей отдельно взятого ИМ.
Среди основных показателей эффективности сервиса выделяют следующие:
- Количество вернувшихся покупателей. В обычной практике, при надлежащей работе магазина и хорошем качестве предлагаемой продукции, количество покупателей, которое возвращается за повторными покупками, должно расти. Исключением может стать только тот ИМ, реализующий товары, которые в большинстве случаев покупаются единожды. Если с каждым годом процент вернувшихся покупателей остается на одном и том же уровне, это свидетельствует о том, что клиенты не нашли здесь того, что искали, их не устраивает качество товара, его стоимость и т.д. Проблемой может быть плохое обслуживание или задержки с доставкой;
- Скорость работы с заказом клиента. Чем выше данный показатель, тем больше удовлетворенность покупателей, и тем больше вероятность, что они вернуться в магазин снова. Скорость обработки – весьма специфическая величина, значение которой зависит от типа продукции. Ее можно рассчитывать разными способами, например, принимать, как разницу между оформлением заказа и отправкой товара покупателю.
Показателей эффективности сервиса (наряду с теми, что мы описали выше) огромное множество, поэтому отслеживать каждый из них весьма утомительно и затратно. Оптимальное решение – выбрать 5-10 показателей, которые смогут всецело описать качество сервиса в интернет-магазине. Так, например, если перед руководством ИМ стоит задача повысить конверсию, в данном случае лучшими показателями станут количество брошенных корзин и соотношения числа покупателей к числу посетителей сайта. Если же необходимо повысить посещаемость ресурса, то надо оценивать эффективность рекламных компаний, площадок на которых размещаются рекламные объявления или баннеры и т.д.